В статье раскрываются тенденции обновления уголовно-правовых мер противодействия распространению радикализма, перерастающего в экстремизм и терроризм, в уголовных кодексах государств — участников СНГ (в частности, России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана). Дается сравнительно-правовая оценка подходов законодателей отдельных государств — партнеров по интеграционному объединению СНГ к криминализации деяний, соединенных с «насильственным», «внутренним» и «идеологическим» экстремизмом, либо совершенных по мотивам «языка вражды», ксенофобии и иным дискриминационным предпочтениям. Особое внимание уделяется признанию общественной опасности пропаганды деструктивной идеологии, демонстрируемой со стороны движений субкультур радикального характера с применением любых медийных способов (в публичных выступлениях, с размещением в социальной сети, представлением в фильмах и проч.).
Цель исследования — освещение современных векторов развития уголовного законодательства государств — участников СНГ в области уголовно-правовой охраны стабильности функционирования государственных институтов, общественной безопасности, культурного суверенитета и гражданской солидарности от радикализма и новых проявлений «насильственного», «внутреннего» и «идеологического» экстремизма.
В рамках проводимого исследования применялись диалектический метод познания, общенаучные методы системности, детерминизма, абстрагирования, моделирования, анализа и синтеза, а также специальные юридические методы — сравнительно-правовой, логико-юридический, контент-анализ документов.
На основании результатов сравнительно-правового анализа научных подходов, программных документов Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ и норм уголовных кодексов указанных стран, непосредственно направленных на противодействие радикализму, сформулирован вывод о сходных тенденциях в области установления ответственности за некоторые формы деяний радикального характера. В их числе пропаганда деструктивной идеологии, направленной на побуждение к совершению преступлений экстремистской направленности, совершенных по мотивам «языка ненависти», публичная демонстрация деструктивной идеологии среди молодежи в целях вовлечения в движения субкультур радикального характера, а также публичные призывы к действиям, направленным против безопасности государства. Кроме того, обращено внимание на опережающее значение документов межгосударственного сотрудничества государств — участников СНГ в области противодействия деяниям экстремистской и террористической направленности.
Комментарии
Сообщения не найдены