Оформление посредством дистрибьюторского договора отношений, направленных на организацию сбыта товаров за рубежом, получило широкое распространение во внутригосударственном и трансграничном коммерческом обороте. Однако в большинстве правопорядков юридическая природа этого договора нормативно не определена, а там, где имеется соответствующие законодательное регулирование или судебная практика, он квалифицируется по-разному (в качестве договора поставки, франчайзинга, концессии, агентирования, смешанного договора, соглашения особого рода (sui generis)).
Цели исследования — определение характерных особенностей и существенных признаков отношений трансграничной дистрибуции, а также построение правовых моделей решения коллизионного вопроса в отношениях сторон по дистрибьюторскому договору, имеющему в своем составе иностранный элемент, включая применение к ним сверхимперативных норм.
В статье с применением формально-юридического, сравнительно-правового, системного методов и методики правового моделирования изучена юридическая природа дистрибьюторского договора по национальному законодательству и судебной практике России и отдельных зарубежных стран; исследовано его коллизионное регулирование; проанализированы действующие международные регуляторы трансграничного дистрибьюторского договора.
Сформулированы выводы: о неудовлетворительном уровне международной регламентации трансграничного дистрибьюторского договора, имеющей фрагментарный характер и по ряду вопросов противоречащей нормам национального антимонопольного законодательства сверхимперативного свойства; усилении значения специального коллизионного регулирования трансграничного дистрибьюторского договора, которое должно быть опосредовано нормами материального законодательства, определяющими правовую природу этого договора, для применения к нему релевантных коллизионных привязок и сверхимперативных норм.
Комментарии
Сообщения не найдены