Статья посвящена деликатной проблеме раскрытия информации о незаконной или мошеннической деятельности частной или государственной организации и должностных лиц, а также о нарушении ими принципов морали. Подобное информирование имеет синоним «доносительство» и часто несет риски для информаторов. Ряд европейских государств приняли охранительные меры по отношению к лицам, сообщающим такого рода информацию. Однако на повседневном уровне информаторы нередко осуждаются обществом и даже становятся объектом преследования.
Проанализированы правовые позиции Европейского союза и практика Европейского суда по правам человека по проблемам доносительства. Общая позиция состоит в том, что доносительство, если оно обоснованно, объективно усиливает подотчетность и борьбу с коррупцией. Дано более широкое определение свободы выражения мнения, которое применимо не только к журналистам, обличающим коррупцию и нарушения принципов морали, но и ко всем, кто публично выражает свое мнение, руководствуясь общественным интересом. На государство возлагается позитивное обязательство защищать право на свободное выражение мнения.
Отдельно рассматривается защита свободы выражения мнений на рабочем месте, когда речь идет о разглашении конфиденциальной информации. Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что взаимное доверие и добросовестность, которые должны преобладать в контексте трудового договора, не подразумевают абсолютной обязанности лояльности по отношению к работодателю и свободы усмотрения последнего по ограничению свободы выражения мнений работников. Приводятся позиции ЕСПЧ по вопросам обязательств чиновников хранить государственную тайну, когда свобода выражения мнения объективно ограничивается.
Вывод: определение общих норм защиты права на свободу выражения мнений предполагает гибкость, необходимую для адаптации к разнообразию конкретных ситуаций.
Комментарии
Сообщения не найдены